Логопедическая работа в школе для обучающихся с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.
Основные признаки речевого нарушения:
- несоответствие речи возрастным нормам;
- речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.
Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития. Нарушения речи у детей носят системный характер, затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие), в лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);
Основные направления логопедической работы:
1. Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):
развитие артикуляционной моторики
речевого дыхания
постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков
2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся.
3. Обогащение активного и пассивного словаря.
4. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи.
5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.
6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей.