
- Автор
- Лукина Татьяна Алексеевна
- Класс
- 1-10 класс
- Предмет
- Ритмика
Методические разработки для педагогов «Волшебный занавес»
Дидактическое пособие
Разработала: учитель-логопед Лукина Татьяна Алексеевна
2023-2024 уч.г
Данная методическая разработка адресована педагогам школ для учащихся с ОВЗ, логопедов, применима во внеурочной деятельности.
Цель: развивать координацию речи с движением (мелкая моторика пальцев рук, общая моторика), автоматизация звуков в связной речи, демонстрация правильной речи, развитие речевого дыхания, коммуникативных способностей,
Задачи:
- Учить детей разыгрывать небольшие сценки, сказки с помощью пальчикового театра.
- Разучивать сказки, потешки, стихотворения.
- Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение.
- Вызывать положительные эмоции.
- Прививать устойчивый интерес к театру.
Описание: вязаные, сшитые куклы-перчатки или рукавички на пальчики рук, на ноги, декорации.
Подготовка:
- Сформировать группы учащихся из детей посещающих логопедический кабинет.
- Подбор литературы для постановок.
- Создание картотеки пальчиковых игр.
Вариативность использования:
-показ, рассказывание сказок
- для знакомства с героями и сюжетом сказок,
-звукоподражание («Кто как говорит»)
-знакомство с цветом (колобок-жѐлтый, лиса-оранжевая, мышка-серая и
т.д.)
-знакомство с величиной
-для знакомства с понятиями «перед – за», «рядом», «друг за другом»;
-придумай свою сказку;
-угадай героя;
-Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок»)
- «Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);
Прогнозируемый результат:
-Появление четкой, свободной речи, связного высказывания.
-Демонстрация правильной речи на конкурсах, выступлениях, проектах
-Развивать речь, память, внимание, мышление
-Через тактильный контакт расположить к себе ребенка, и тем самым ускорить процесс логопедической работы
-Совершенствовать мелкую общую, моторику пальцев рук,
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, рукавички, перчатки, которые надеваются на отдельный пальчик так и на всю руку ребенка. Это могут быть просто отдельные куколки, фигурки животных, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. В данной работе для коррекции общей моторики предлагаю использовать театр на конусах и театр ног.
Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет исполнить роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции, творческие способности, фантазию малыша.
Совместно с детьми – логопатами и педагогами школы изготовили различные виды театров.
Логопедический утренник по сказке «Заюшкина избушка». Цель: Всестороннее развитие всех компонентов речи детей. Задачи: Развивать речь (все компоненты, относящиеся, как к звуковой, так к смысловой сторонам речи) Совершенствовать интонационную выразительность речи. Обогащать словарь, развивать культуру речи. Развивать фонематическое восприятие. Совершенствовать слоговую структуру слова Формировать умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память. Развивать темпо-ритмическую сторону речи. Учить детей создавать воображаемые образы Развивать общую моторику, способствовать выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать навыки сотрудничества взаимопонимания со сверстниками. Оборудование: кукольный ручной театр « Заюшкина избушка», пальчиковая гимнастика « Морковка», презентация. Ход логопедического утренника. Логопед: Ребята, посмотрите, сколько добрых глаз смотрят на нас! Рады видеть вы гостей? Улыбнитесь им скорей! Слайд №1 Ребята, вы любите сказки? Назовите свои любимые сказки? (ответы детей) Звучит музыка1. В сказке может всё случиться. Ваша сказка впереди. Сказка в двери к нам стучится. Скажем гостю заходи! Вдруг стук в дверь. Входит заяц и плачет. Логопед: Что случилось заинька? Заяц: Меня лиса из избушки выгнала. Логопед: Не плачь зайчик, мы с ребятами тебе поможем, правда, ребята? Дети: Поможем зайчику. Логопед: Ребята, а вы догадались, из какой сказки пришёл к нам заяц? Дети: Из сказки «Заюшкина избушка» Слайд№ 2 Логопед: Для того, чтобы помочь зайчику, нужно выполнить одно условие: мы с вами, ребята, покажем и расскажем эту сказку. А зайчик буде её главным героем. Актеры уходят за кулисы, звучит музыка 2 Рассказчик: Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила Лиса лычки драла, лиса лапотки плела — это ещё присказка, а сказка дальше пойдёт! Рассказчик: Жили – были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла, а у зайчика стоит по – старому. Логопед: Ребята покажем заячью избушку с помощью пальчиков. На поляне дом стоит, (Сложить ладони домиком) Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повёрнуты ладонями к ребёнку) Мы ворота открываем (Развернуть ладони) Всех вас в домик приглашаем (Помахивание пальчиками) Стол стоит на толстой ножке (Ладошка лежит на кулаке) Рядом стульчик у окошка (Ладошка смотрит вверх и прижата к кулачку) Два бочонка под столом (два кулачка) Вот такой мы видим дом (Протянуть ладошки вперед) Он ворота открывает, всех нас в гости приглашает.(Разводим руки в стороны) Рассказчик Зиму всю лиса старалась, Перестраивала дом. Украшала, прибиралась, Хорошо ей было в нем. Но пришла весна, от дома Не осталось и следа. Все лисичкины хоромы Смыла талая вода. В тот же миг нашла лисица Выход для себя простой И отправилась проситься В дом соседа на постой. Лиса (заискивающе) Зайчик, ты открой мне дверь, Я бездомная теперь. Зайчик, миленький, пусти. Если есть за что, прости! Заяц выглядывает из окошка. Заяц Раз беда с тобой случилась, От нее тебя спасу! Заходи же, сделай милость. Лиса Ты добрее всех в лесу! Лиса заходит в дом. Заяц прячется, а лиса выглядывает из окошка. Лиса Зайчик, вижу я, в кладовке У тебя запасов нет. Ты сходи нарви морковки Нам на праздничный обед. Заяц Пойду, нарву морковки. Собирает морковку (возвращается) Открой, Лиса! Открой, прошу! Из окна выглядывает Лиса. Лиса (возмущенно) Вот я тебя как укушу! А ну, на самом деле, Уйди, пока не съели! Заяц (всхлипывая) Идёт зайчик и плачет. Логопед: послушаем, как у зайца под ногами камушки хрустят. (Игра ножки) Маленькие ножки идут по дорожки топ, топ, топ Большие ноги идут по дороге ТОП ТОП ТОП. Рассказчик В чаще леса темной Страшно быть бездомным. Плачет зайчик, а лисе Нипочем те слезы все. Плачь хоть до рассвета, Ей и дела нету. Ему навстречу идёт Пёс Логопед здоровается с псом, знакомится, пса зовут Бобик, и логопед предлагает Бобику с ребятами поиграть. Игра с псом «Вот наш Бобик славный пёс» Вот наш Бобик славный пёс (ав, ав) Белый лобик, чёрный нос, (ав, ав) Бобик, Бобик лапку дай (ав, ав) Сядь на коврик, и не лай (тишина) Игра проводится 2 -3 раза Логопед: Ребята, а вы знаете, что у Собачки есть язычок, что собачка им делает, а как она им облизывает, а у вас есть язычки. Артикуляционная гимнастика: « вкусное варенье», « заборчик», « окошко» «часики», «качели», «лошадка», « пароход», «рычим». Пёс Привет, косой! Как жизнь твоя? Чего льешь слезы в три ручья? Случилось что-то, погляжу. Я, если нужно, услужу. Заяц Смеяться будут все в лесу – Я в дом пустил к себе лису. Она же, не прошло и дня, Из дома выгнала меня! Пёс Беду твою поправлю, Лису уйти заставлю! Собака подходит к избушке. Пёс Гав! Гав! А ну-ка выходи! Лиса Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. Пёс испугался и убежал. Зайчик опять идёт дорогой и плачет Рассказчик: Ему навстречу медведь идёт.Ребята прогуляемся вместе с медведем. Речевая игра «Медвежата» Медвежата в чаще жили, головой они крутили Вот так, вот так, головой они крутили. Медвежата мёд искали, дружно дерево качали Вот так, вот так, дружно дерево качали. Медвежата воду пили друг за дружкою ходили Вот так, вот так, друг за дружкою ходили. Медвежата танцевали, кверху лапы поднимали Вот так, вот так, кверху лапы поднимали. Медведь (весело) Привет, Зайчишка! Что грустишь, Когда так Мишка весел? Ну что дрожишь ты, словно мышь, Что ушки набок свесил? Заяц (вздыхая) Смеяться будут все в лесу – Я в дом пустил к себе лису. Она же, не прошло и дня, Из дома выгнала меня! Медведь Тебе я, братец, удружу, Держи-ка выше ушки! Лисе сейчас я покажу, Как отнимать избушки! Медведь (кричит лисе) Лиса, давай-ка выходи! Лиса выглядывает из окна. Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. Зайчик опять идёт дорогой и плачет. Логопед: Посмотрите, как Зайка спрятался. (пальчиковая гимнастика зайка прыг, зайка скок). Зайка прыг, Зайка скок. (Показываем «зайку». Сгибаем разгибаем пальчики) Спрятался он под кусток. (Кулачок обнимаем ладошкой. Прячем) Под кусточком молчком (Грозим пальчиком, чтобы сидел тихо) Только ушки торчком. ( Показываем «зайку») Рассказчик: Ему навстречу петух идёт. Подвижная игра «Петушок» Петушок встрепенулся Раз нагнулся, два нагнулся, Крыльями похлопал, Ножками потопал, Шею вытянул, согнул И по улице шагнул. Петух подходит к зайчику. Петух: Ку – ка — реку! О чём зайчик плачешь? Заяц: Как мне не плакать? Лиса меня из дома выгнала. Петух: Пойдём, я твоему горю помогу. Петух подходит к дому. Петух На плече несу косу, Буду я рубить Лису Больно, беспощадно, Чтобы не повадно Было разевать ей пасть И дома чужие красть! Лиса не выглядывает. Голос Лисы Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. Заяц прижимает ушки и дрожит. Петух (грозно поет) На плече несу косу, Проучу сейчас лису Чтобы-чтобы не повадно Было разевать ей пасть И дома чужие красть! Лиса в ужасе выпрыгивает из избушки и бежит к лесу. Лиса Ой, спасите! Ой, убили! По миру меня пустили! Рассказчик Испугалася лиса За меха и телеса, Прыгнула в окошко – Скатертью дорожка! А петух и заяц стали жить – поживать в лубяной избушке. Звучит музыка 3 Логопед: Ребята, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет) Какая лиса в этой сказке? (хитрая, умная, коварная, лгунья, плутовка, бессердечная) А какой зайчик? (зайчик добрый, слабый, беззащитный, доверчивый) Почему не помогли зайцу собака и медведь? (они струсили и убежали) Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугался лису? (петушок, смелый, храбрый, хороший, красивый) Что же победило в сказке добро или зло? (добро). Логопед: Понравилась тебе зайчик наша сказка? Заяц: Очень понравилась, теперь я лису не боюсь, и могу спокойно возвращаться в свою сказку Логопед: Ребята наша необычная сказка закончилась. С учащимися- логопатами 5-6 классов разучили роли, отработали речевую чёткость. Стали активно показывать спектакли, логопедические утренники, принимать участие в тематических неделях. Возникла идея создания школьного театра « Волшебный занавес» |