- Автор
- Лукина Татьяна Алексеевна
- Класс
- 4-4 класс
Логопедическое занятие в 4 классе по теме: Звук – буква «С». Артикуляция, звучание, выделение. Лексическая тема «Сад».
Заключение: СНР лег. ст.. Дисграфия.
Цель:
Развитие фонематического слуха и восприятия на основе артикуляции звука «С», через формирование “семантического поля” (комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова).
Задачи:
- Закрепление способа образования звука путем выработки четкой артикуляторно- моторной координации.
- Развитие умения соотносить звук с графемой.
- Выделение звука в словах предложениях
- Уточнение, расширение словаря через лексическую тему “Сад”
- Развитие мелкой моторики, общей моторики.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
- Развитие функции словоизменения.
- Развитие связной речи.
.
Оборудование:
1). Карточки – фишки для обозначения звуков.
2). Сюжетная картинка “Работа в саду” (любая).
3). Задания по формированию и расширению семантического поля, развитию функции словоизменения.
5). Сюжетные картинки по теме “Сад”.
6). Графические карточки.
Ход занятия.
I.Вводная часть.
- Орг. Момент.
- Релаксация «Добрый день»: Снова наступил новый, добрый день. Я улыбнусь вам, давай улыбнемся друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. У меня чудесное настроение, и я хочу с вами им поделиться. А для этого, давайте передадим, друг другу этот мягкий теплый мячик и ласково пожелаем друг другу доброго дня.
- Определение настроения.
-Покажи карточку, какое у вас сегодня настроение. Я очень рада, что у вас сегодня хорошее настроение, я надеюсь, что оно сохраниться до конца занятия. –Ваши правильные и полные ответы будут оцениваться фишками . По количеству фишек в конце занятия мы узнаем, какого цвета вы получите шарики. II.Основная часть:
- Тактильная игра « Угадай фрукты»
У меня корзинка, угадайте, что в ней спряталось. ( яблоки, груша, апельсин)
-Как можно назвать все это одним словом? (фрукты)
Чтобы вспомнить, где растут фрукты. Отгадайте загадку:
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад. (сад)
• Объясните, что такое “сад”?
Сад – это участок земли, где выращивают фрукты, ягоды и цветы.
- Образные перевоплощения
Представьте себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками; яблоком, которое грызет червяк;
-Сейчас еще на улице зима подуем на снежинки и попадем в сад.
- Дыхательная гимнастика « Снежинки»
-Солнце светит высоко,
А в саду совсем тепло.
- Артикуляционная гимнастика
1.Упражнение на дыхание:
Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! О-О-О. Вдох носом, выдох ртом.
2. Упражнения для язычка:
1. «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
2. «Спрячем сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
3. «Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
5. «Язычок пролезает через щель в заборе в сад». «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
6. «Колья забора острые — вот такие». Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
7. «Язычок-листок прикрыл яблочка бочок». Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
8. «Качели в саду». В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
- Прослушивание образца правильной речи (прослушивается 2 раза).
-читает логопед
Текст « Сад»
“Соня любила гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины. Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть на садовой скамейке около пёстрой клумбы”.
Задание к тексту:
• Какой звук встречается в тексте чаще других?
-прочитайте текст по очереди
• Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком [с] услышите.
- Повторное чтение текста про себя.
- Объявление темы занятия.
-Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем работать?
-Давайте вспомним:
- артикуляцию звука «С»
- характеристика звука «С»
- Развитие фонематического слуха и восприятия на основе артикуляции звука «С», через формирование “семантического поля” (комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова), функции словоизмения.
1. Выделение главного слова
• Вспомните, где любила гулять Соня летом? (В саду).
2. Звуко – слоговой анализ слова “сад”.
• Произнесите слово “сад”, чётко проговаривая все звуки. Сколько слогов в слове “сад”? Почему?
• Сколько звуков слове “сад”, назовите их по порядку.
• Определите место звука [с] в слове “сад”. (бабочка)
- Придумайте по два слова на звук « С»
3. Родственные слова.
• Перед нами картина, на которой изображён сад. Но он скрыт за плотной изгородью. Чтобы войти туда нужно подобрать все родственные слова к слову “сад”, и только тогда вход в сад будет свободным. (По мере называния детьми родственных слов части “изгороди”, скрывающей изображение, снимаются, переворачиваются и прикрепляются радом с картиной).
• Прочитайте все однокоренные слова к слову “сад”, которые скрывались на обратной стороне изгороди.
Графические карточки: сад, садовая, садовник, садик, садить.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот –
Фруктов много нужно. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот,
Угостим честной народ!
(Левую ладошку держим «ковшиком», правой рукой «мешаем». Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого, затем опять «варим» и «мешаем»)
- Работа в тетрадях (записать родственные слова) 4. Развитие функции словоизменения.
К родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, используя карточки.
сад |
рассаду |
садить |
старательный |
садовая |
красивый |
садовник |
скамейка |
садик |
старый |
• Сосчитайте с перекидыванием мяча:
Один |
Два |
Много |
Сад
Садик
Садовник
В саду выросли сладкая смородина, сочная слива, ароматный персик, спелый абрикос.
• Какой сок пьёте из..?
• Какое варенье варит мама из…?
- Работа с предложением.
• Составьте предложение из данных слов: посадил, сад, фруктовый, садовод.
Запишите предложение в тетрадь.
• Сколько слов в предложении? Столько прищепок на цветок.
• Назови слова в предложении по порядку.
• Выдели слова со звуком [с].
• Определи место звука [с] в этих словах. ( бабочка)
-Прочитай предложения. Подбери картинку к предложению.
III. Заключительная часть.
- Итог занятия.
• Какой звук встречался в словах, предложениях чаще других?
• Назовите родственные слова к слову сад.
- Оценивание.
- пособие «Дерево». Оцените, как вы сегодня усвоили материал. Всё ли было понятно на занятии?
Подсчитай фишки. Какую наклейку приклеим в тетрадь.
- Рефлексия
- Изменилось ли твоё настроение, подними карточку.
- Релаксация « Шум сада»
Давай немного отдохнём и представим, что мы отдыхаем в саду.