
- Автор
- Лукина Татьяна Алексеевна
- Класс
- 1-10 класс
- Предмет
- Ритмика
Разработала: учитель- логопед Лукина Татьяна Алексеевна
Индивидуальное логопедическое занятие во 2 классе.
Заключение: Системное недоразвитие речи средней степени. Дислалия.
Тема: « Зима». « Звук- буква Н»
Цель: Закреплять произношение, графический образ звука - буквы «Н».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширять и активизировать словарный запас по теме « Зима»;
- Учить слышать и выделять звук “Н” в слоге.
- Отрабатывать четкость произношения звука на чистоговорках
- Закреплять зрительный образ ранее изученных букв.
Коррекционно — воспитательные:
- Формировать положительную установку на начало занятия;
- Воспитывать речевую активность.
- Воспитывать любовь к природе, доброжелательность, самостоятельность.
Корекционно — развивающие:
- Развивать речевое дыхание
- Развивать ритмика - слоговую структуру слова.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, тембр речи;
- Развивать сенсорное восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- Развивать связную речь детей.
Оборудование: картинка с изображением предметов со звуками [Н] в начале слова, зеркала, сигнальные карточки синего и зеленого цвета, фишки- шарики синего и красного цвета, снежинки, дидактические пособия для дыхательной гимнастики «Снеговик», «Снежинки», карточки для артикуляционной гимнастики, для ритмического упражнения « Дятел», буквы на магнитах, крупы: фасоль, рис; игрушка «Снеговик».
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1.Орг.момент: - Здравствуй, Матвей! Я рада тебя видеть на занятии.
2. Релаксация «За руки»:
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбаемся вокруг,
Ты мой друг и я твой друг.
3.Определение настроения. -Покажи карточку, какое у тебя сегодня настроение. Я очень рада, что у тебя сегодня хорошее настроение, я надеюсь, что оно сохраниться до конца занятия. –Твои правильные и полные ответы будут оцениваться разноцветными шариками. В конце занятия мы посмотрим получится у тебя нарядить ёлку?
II. Основная часть.
-Матвей, посмотри в окно, скажи какое сейчас время года?
-Почему ты думаешь, что сейчас зима?
- Тебе нравится зима?
-Почему тебе нравиться зима?
Логопед: Игра «Доскажи словечко»
-Наступила холодная, снежная…(зима)
-Подул сильный …(ветер)
-Выпал белый, пушистый …(снег)
-Вокруг большие, белые, снежные … ( сугробы)
-Посмотри, какой у меня снежный сугроб.
- А кто же в нем спрятался? (дыхательная гимнастика «Снеговик»)
Логопед: К тебе на занятие пришёл снеговик.
- Мы сегодня поиграем со снеговиком и поработаем со звуком « Н»
- Из чего можно слепить Снеговика? (из снега)
-Как ты думаешь, из чего состоит снег? (из снежинок)
- Ой, а сколько там снежинок! Вот так протяни ладони и на них упадут снежинки. (логопед кладет на руку ребенка снежинку)
-Снежинка, она какая? (холодная, белая, легкая)
-Подуй на снежинки, что бы они закружились (дых.гимн. « Снежинки»)
Логопед: Артикуляционная гимнастика « Сказка о зимней прогулке язычка»
А теперь покажем снеговику, как наш язычок превратится в «горку». Подули на горку.
Дети делают артикуляционное упражнение «горка»
Ветер надул много снега, теперь наши язычки превратятся в «лопатки» для уборки снега.
Дети делают артикуляционное упражнение «лопаточка».
Откапал снеговик снег от забора, посмотри, какой чистый забор.
(« Заборчик»). Открыл дверь «Окошечко» , зашел в дом и начал есть варенье. Ой, какое вкусное! « Вкусное варенье». В это время прилетел дятел и стал стучать « Барабанщик». Стало тихо в лесу. Только слышно как посапывает медведь « С», шуршит переворачиваясь с боку на бок Еж « Ш», проехал с горы быстрый лыжник « Ж» и прозвенели сосульки « З».
Логопед: В лесу живет друг снеговика дятел, давай с ним поиграем. Повторяй за мной (ритмический рисунок « Дятел»).
Логопед: Но вот снова пошел снег и появился сугроб. Посмотри, что в нем спряталось. (Игра « Найди букву») Достает буквы, называет гласные, пропеваем « Тихо - Громко». ( рука)
-Сегодня снеговик предлагает, еще раз поработаем с буквой « Н». Звук « Н» согласный, обозначаем синим кружком.
Разберем, как образуется звук [Н]:
Губы – в нейтральном положении, свободно разомкнуты.
Зубы – тоже свободно разомкнуты,
Кончик языка – упирается в верхние зубы,
Голосовые связки – сомкнуты и вибрируют. Голос участвует, значит- звенит звук « Н» звонкий. ( символ « Звоночек»)
При произнесении звуков [Н] ощущается вибрация в носовой полости.
Воздух выходит через нос. Нос сердиться и « гудит».
Напряженно языком
На зубки верхние нажмем,
[Н] мы звонко произносим,
Звуку помогает носик.
Н-Н-Н, повтори.
-Проговори четко:
Ны–Ны -Ны – зимние штаны.
На-На-На – высокая сосна.
НЕГА-НЕГА-НЕГА - крепости из снега.
АНКИ-АНКИ-АНКИ - у меня есть санки
-Давай немного отдохнем и опять играть пойдем.
Пальчиковая гимнастика:
« Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«шагать» по столу указательным и
средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепить» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошить хлеб» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(провести ладонью правой руки по левой руке от кисти до локтя)
А ещё в снегу валялись.
(класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивать ладошки)
Съели суп
(движения воображаемой ложкой)
и спать легли.
(ладошки под щеку).
Игра “Раз, два, три – букву собери» (Выкладывание буквы из фасоли по пластилину).
Игра « Снежинки»
Посмотри на картинки и закрой снежинками, те которые начинаются на звук « Н»
- Давай покажем снеговику, как «Буквы ходят в гости» ( чтение- произнесение слогов). Повтори за мной.
-Следующее задание от снеговика « Лови звуки». Если услышишь звук « Н» хлопни:
- ам, ан, ом, он, ум, ын, им, ас, ен.
Игра « Что перепутал художник»
- Снеговик собирает картины. Он нашел одну картину, но что-то здесь перепутал художник. Помоги снеговику разобраться.
III. Заключительная часть
- Итог занятия.
Логопед: Вот и пришло время прощаться.
-Кто к тебе приходил в гости?
-В какое время года можно слепить снеговика?
-Из чего мы лепим снеговика?
- С какой буквой мы сегодня работали?
-Какие еще буквы ты знаешь?
- Оценивание.
- пособие «Елка » Развесь игрушки, нарядная у тебя получилась елка? Значить ты сегодня молодец, работал на занятии замечательно.
- Рефлексия
- Изменилось ли твоё настроение, подними карточку.
- Релаксация « Зимний лес »
Давай немного отдохнём и представим, что мы гуляем по зимнему лесу.
Текст релаксации
«Сядьте в наиболее удобном для вас положении, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в сказочном зимнем лесу. Это утро. Сейчас Вы тепло одеты и комфортно себя чувствуете... При входе в лес Вы увидели скамейку, Вы садитесь на нее...
Сидя на скамейке, Вы почувствовали, как сквозь ели на Вас упал лучик солнца. Он очень нежный и светлый. Почувствуйте, как он заряжает Вас теплом и энергией...
Впереди себя Вы видите лес и горы... Вдали видно, как на одной из гор на лыжах катаются люди...
Посмотрите на этот чудесный лес!.. Как он прекрасен!
Вдруг Вам захотелось погулять по нему... Вы встаете со скамейки и отправляетесь к елям. Чувствуете, как Ваши легкие наполняет свежий воздух. Ваше дыхание ровное... спокойное... глубокое... свободное...
Вы идете по пушистому снегу... Ваши ноги легкие... и, кажется, что Вы плывете по снегу... Если хотите, потрогайте этот снег, посмотрите, из скольких красивых снежинок он состоит... Поиграйте со снегом... Возьмите его в руки... Подкиньте его!.. Если Вам хочется, поваляйтесь в нем... Наслаждайтесь этой легкостью, теплом и свободой... Сейчас есть только Вы и природа...
Побудьте в этом лесу еще немного... Дышите медленно и глубоко... Вдох... Выдох...
Вы чувствуете, как вы заряжаетесь энергией от этого уголка природы... Он дарит Вам легкость, ощущение свободы, уверенности, радости, восторга... Запомните эти ощущения и чувства... Постарайтесь взять их с собой на весь день. Можете потихоньку возвращаться и открывать глаза.